Иван Крамской, «Неизвестная», 1883, холст, масло, 75,5 х 99, Третьяковская галерея, Москва
Картина И.Крамского «Неизвестная» – одно из самых известных произведений русской живописи второй половины 19 века. Картина была написана в 1883 году.
На холсте – молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по заснеженному Петербургу. Одетая по последней моде 1880-х гг., с гордым, таинственным и чуть надменным взглядом, она выглядит как царица на фоне белого туманного города. На ней шляпка с легкими перьями, пальто, отделанное соболиным мехом и атласными лентами, золотой браслет, муфта, тонкие кожаные перчатки. Все эти детали характеризуют дорогую элегантность, но не говорят о принадлежности к высшему свету, скорее – наоборот.
Изображение женщины не погружено в атмосферу зимнего морозного пейзажа, а помещается как будто перед ним. С большой тщательностью художник пишет все детали гардероба дамы – возникает ощущение вызова, как будто красота выставлена напоказ.
Чувственная красота женщины, ее грациозная осанка, смуглая кожа, темные глаза и бархатные ресницы как будто дразнят зрителя. Но при этом в глазах женщины угадывается и некоторая грусть, какая-то драма – возможно, автор хочет показать чувство незащищенности перед фальшью и холодным расчетом общества, в котором она живет.
Кто изображён на картине
Тайну личности «Неизвестной» Иван Крамской сохранил до конца: ни в каких записях он не оставил информации о том, кто эта женщина.
Существует несколько версий, кто же это:
-что портрет написан с Марии Ярошенко – жены художника Ярошенко;
– что портрет – это собирательный образ дамы 1880-х годов;
– что это грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая, якобы, была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны;
– что это – портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской.
– и самая распространённая версия – что это Матрёна Саввишна Бестужева, бывшая курская крестьянка, вышедшая замуж за Бестужева.
В частности, в Курской энциклопедии (составитель Гойзман Ш.Р., Курск, 2004-2016) указана такая информация:
«В 1870-х К. был дружен с семьёй Бестужевых, в частности, с Матрёной Саввишной Бестужевой, которая происходила
из крестьян с. Миленино Фатежского уезда. Однако под давлением родни Бестужев расторг брак, и Матрёна Саввишна решила вернуться на родину. При расставании с ней К. условился о переписке, но, не дождавшись писем, сам поехал в Фатеж и узнал печальную весть: в пути М. С. Бестужева тяжело заболела и умерла в Фатежской земской больнице. По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, поэтому М.С. Бестужеву похоронили на кладбище её родного села. За время пребывания в Фатеже и в с. Миленино К. сделал несколько портретных эскизов фатежан и сельских пейзажных зарисовок, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как “Полесовщик” (1874, Третьяковская галерея) и “Сельская кузница”, “Мужик с уздечкой” (1883, Музей русского искусства, Киев) и др. К. нарисовал также и портрет М. С. Бестужевой, который впоследствии получил широкую известность под названием “Неизвестная” (1883, Третьяковская галерея). Этот портрет был написан им под впечатлением рассказа Матрёны Саввишны о случайной встрече со своей свекровью, бывшей фатежской барыней на одной из петербургских улиц».
Существует также этюд «Неизвестной», он находится в частном собрании в Праге. В этом варианте в глазах женщины читается надменность, дерзость, пресыщенность, которых нет в окончательном варианте.
Это, самое интригующее произведение Крамского, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового – появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», – констатировали некоторые. Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске». Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой блоковской «Незнакомки». В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности.